Парменид.

О природе.



Фр.1 Кони, несущие меня, куда только мысль достигает

Мчали, вступивши со мной на путь божества многовещий,

Что на крылах во Вселенной ведет познавшего мужа,

Этим путем я летел, по нему меня мудрые кони,


5. Мча колесницу, влекли, а Девы вожатыми были.

Ось, накалившись в ступицах, со скрежетом терлась о втулку,

(Ибо с обеих сторон ее подгоняли два круга,

Взверченных вихрем), как только Девы Дочери Солнца,

Ночи, покинув чертог, ускоряли бег колесницы


10. К свету, откинувши прочь руками с голов покрывала.

Там - Ворота путей Дня и Ночи, объемлемы прочно

Притолокой наверху и порогом каменным снизу.

Сами же - в горном эфире - закрыты громадами створов,

Гроздновозмездная Правда ключи стережет к ним двойные.


15. Стали Девы ее уговаривать ласковой речью

И убедили толково засов, щеколдой замкнутый,

Вмиг отпереть от ворот. И они тотчас распахнулись

И сотворили зиянье широкоразверстое створов,

В гнездах, один за другим повернув многомедные стержни,

Все на гвоздях и заклепках. И ее - туда, чрез ворота,

Прямо направили Девы упряжку по торной дороге.

И богиня меня приняла благосклонно, десницей.

Взявши десницу, рекла ко мне так и молвила слово:

"Юноша, спутник бессмертных возниц ! О ты,что на конях,

Вскачь несущих тебя, достигнув нашего дома,

Радуйся! Ибо тебя не злая Судьба проводила

Этой дорогой пойти - не хожено здесь человеком -

Но закон вместе с правдой. Теперь все должен узнать ты:

Как убедительной Истины непогрешимое сердце,

Так и мнения смертных, в которых нет верности точной.

Все ж таки ты узнаешь и их: как надо о мнимом

Правдоподобно вещать, обсуждая все без изъятия.


Фр.5 Мне безразлично, откуда начать, ибо снова туда же

Я вернусь

Путь Истины


Фр.2 Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возмозжно.

Первый гласит, что "есть" и "не быть никак невозможно":

Это - путь убежденья (которое Истине спутник).


5. Путь второй - что - "не 0 1есть" и "не быть должно неизбежно":

Эта тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), Ни изъяснить...


Фр.3 ... Ибо мыслить - то же, что быть...


Фр.6 Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь

Есть, а ничто не есть:прошу тебя это обдумать.

Прежде тебя от сего отвращаю пути изысканья,

А затем от того, где люди, лишенные знанья,

Бродят о двух головах. Беспомощность жалкая правит

В их груди заплутавшим умом, а они в изумленьи

Мечутся, глухи и слепв равно, невнятные толпы,

Коими "быть и не быть" одним признаются и тем же

И не тем же, но все идет на попятную тотчас.


Фр.7 Нет, никогда не вынудиь это: "не сущее - суще".

Но отврати свою мысль от сего пути изысканья,

Да не побудит тебя на него многоопытный навык

Оком бесцельным глазеть, и слушать ухом щумящим,


Фр.1. И языком ощущать. Рассуди многоспорящий довод


Фр.8 Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,

"Есть" гласящий; на нем - примет очень много различных,

Что нерожденным должно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, безлорожным и совершенным.


5. И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

"Есть", одно, сплошное.Не сыщешь ему ты рождения.

Как, откуда взросло ? Из не - сущего ? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: Немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила


10. Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться

Так что иль быть всегда, или не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то

Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,


15. Иль погибать, но держит крепко. Решение - вот в чем:

Есть или не есть ? Так вот, решено, как и необходимо,

Путь второй отмести, как немыслимый и безымянный.

(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.

Как может "быть потом" то, что есть, как могло бы "быть в прошлом" ?


20. "Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет".

Так угасло рожденье и без вести гибель пропала.

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,

что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.


25. Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.

Но в границах великих оков оно неподвижно,

Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель

Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.


30. И пребудет так постоянно: мощно Ананка

Держит в оковах границ, что в круг его запирают,

Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, вовсем бы нуждалось.

Тоже самое - мысль и то, о чем мысль возникает,


35. Ибо без бытия о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет

все, что приняли люди, за истину то полагая:


40. "Быть и не быть", "рождаться на свет и гибнуть бесследно",

"Перемещаться" и "цвет изменять ослепительно яркий".

Но, поскольку есть крайний предел, оно завершенно

Ото всюду, подобное глыбе прекруглого Шара,

От середины везде равносильное, ибо не больше,


45. Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.

Ибо нет ни не - сущего, кое ему помешало б

С равным смыкаться ни сущего, так чтобы тут его было

Больше, меньше - там, раз все оно неуязвимо.

Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.


50. Здесь достоверное слово и мысль мою завершаю

Я об Истине: мненья смертных отныне учи ты,

Лживому строю стихов моих нарядных внимая.

Смертные так порешили: 4назвать именами две формы,

Коих одну не должно - и в этом их заблужденье.


55. Супротив различили по виду и приняли знаки

Врозь меж собою: вот здесь - пламени огнь эфирный,

Легкий, тонкий весьма, себе тождественный всюду,

но не другому. А там - в себе и противоположно

Знанья лишенную Ночь - тяжелое, плотное тело.


60. Сей мирострой возвещаю тебе вполне вероятный,

Да не обскачет тебя какое воззрение смертеных


Фр.4 Виждь, однако, умом: От-сущее верно при-суще,

Ибо не отрубить от сущего сущее в смычке,

Ни распыляя его повсюду всяко по миру,

Ни собирая в одно...


Фр.9 Но коль скоро все вещи названы "Светом"и "Ночью",

Качество и их нареклись отдельно этим и тем вот,

Все наполнено вместе Светом и темною Ночью,

Поровну тем и другим, поскольку ничто ни причастно


5. Ни тому, ни другому.


Фр.10 Ты познаешь природу эфира и все, что в эфире,

Знаки, и чистой лампады дела лечезарного Солнца

Незримотрворимые, также отсюда они народилтсь.

И круглоокой Луны колобродные также узнаешь

Ты и дела, и природу, и Небо, что все обнимает,

Как и откудаоно народилось, как его приковала

Звезд границы стеречь Ананка...


Фр.11 ... как Земля и Солнце с Луною,

Общий для всех Эфир, Небесное Млеко, а также

Крайний Олимп и звезд горячая сила пустились

Вдруг рождаться на свет...


Фр.12 Те, кто поуже венцы, огнем беспримесным полны,

Те, что за ними - Ночью, но брызжет пламени доля,

А посреди них - богиня, которая всем управляет.

Всюду причина она проклятых родов и случки,


5. Самку самцу посылая на случку, равно и наротив:

Самке - самца.


Фр.13 Первым из всех богов она сотворила Эрота...


Фр.14 Свет ночезарный, чужой, вкруг Земли бродящий...


Фр.15 Вечно свой взор обращая к лучам лучезарного Солнца.


Фр.16 Смесь какова всякий раз многоблужных членов, такая

Людям и мысль призодит на ум: тождественна, право,

С тем, что она сознает, природа членов и в людях,

И во всех, и во всем, ибо мысль - это то, что в избытке.


Фр.17 Мальчиков справа, а девочек слева...


Фр.19 Так родились эти вещи согласно мненью и ныне

Суть, а потом, коль скоро однажды возникли, - и погибнут,

Люди же каждлй из них нарекли примиметное имя.


Парменид "О природе" (фрагменты из произведений ранних греческих философов 1)

ч.1. Изд-во Наука, 1989